Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта Копистыра Анны Николаевны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 231 комбинированного вида» Железнодорожного района в г. Красноярске по теме «Воспитание толерантной культуры у детей дошкольного возраста как средства развития социальной компетентности».

«Самый высокий результат образования – толерантность».

Хелен Келлер

Актуальность, проблематика опыта.

 

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)» (п.1.6. ФГОС).

Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста – одна из главных ступеней подготовки его к жизни в обществе, семье, коллективе.

Несформированность способности общения в детстве негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. На современном этапе общества выявлена тенденция роста негативных и деструктивных явлений среди молодого населения (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), которые имеют свои истоки в дошкольном детстве.

 

Современность и новизна педагогического опыта

 

Согласно «Закону об образовании», каждый ребенок имеет право обучаться совместно с другими обучающимися. (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г., ст. 79, п.4.).

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Дошкольное детство — это время достижений не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, т.е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие

толерантной культурой в качестве основы своей жизненной позиции.

 

Практическая значимость педагогического опыта

 

Цель: Воспитание у дошкольников толерантного взаимодействия в различных видах общения и деятельности.

Задачи:

1.Обучать детей нормам поведения, адекватного  реагирования на поведение особого собеседника.

2.Формировать способность взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания.

3. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

 

Деятельность по реализации цели и задач.

 

В нашем образовательном учреждении совместно обучаются дети, посещающие группы разной направленности: это и группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха, группы комбинированной направленности, где успешно взаимодействуют как нормативно развивающиеся дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом они совершенно разные и по состоянию здоровья, и по национальности. У таких детей часто возникают проблемы социальной адаптации, которые обусловлены особенностями развития, трудностями в общении с детьми и взрослыми.

Не стала исключением и группа, в которой работаю я. Для меня сразу стало понятно, что от того, как успешно будут развиваться отношения особого ребенка с взрослыми и детьми группы, зависят его взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере взросления.

Организуя работу по формированию социальной компетентности ребенка и воспитанию толерантного взаимодействия, я опиралась на ведущий для дошкольника вид деятельности - игровой. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

 

Игра, как естественная форма жизнедеятельности ребенка-дошкольника, и игровые упражнения направлены на:

развитие эмоционально-личностной сферы: «Мое настроение», «Грустный - веселый»;

регулирование своего поведения: «Оцени поступок», «Добрый человек», «Чем мы похожи», «Надо договориться», «Кого я боюсь» и т.д.;

развитие умения понимать настроение окружающих: «Как поступить (помочь или пройти мимо?)»;

развитие чувства близости с детьми группы: «Позови ласково», «Пожелания»;

развитие умений невербального общения: «Любимый сказочный персонаж», «Я - волшебник»;

воспитание доброжелательных отношений: «Добрые дела», «Сюрприз»;

воспитание уважения к людям различных национальностей: «Вместе - дружная семья, вместе - дружная страна», «Хоровод друзей»;

обсуждение и обыгрывание ситуаций по применению навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах;

создание ситуаций морального выбора;

беседы социально-нравственного содержания.

 

Использование в работе игровых технологий помогает знакомить детей с образом жизни разных народов, закреплению знаний об обрядах, традициях, народных играх как в НОД, так и в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности.

Дошкольники осваивают нравственные нормы через познавательно-исследовательскую, изобразительную деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора. Происходит накопление ребенком позитивного опыта межличностного общения. При подборе средств и методов формирования толерантного взаимоотношения в различных видах общения и деятельности в комбинированной группе обязательно учитываю уровень умственного развития ребенка, его возрастные, интеллектуальные, индивидуальные особенности развития. Учет этих особенностей позволяет мне раскрывать и активизировать способности детей, достигать взаимопонимания, воспитывать нравственные качества, способность к сопереживанию.

Я постаралась сделать всё, чтобы детский сад стал местом, где ребёнок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни, накопит ценный социальный опыт, который поможет, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребёнка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь.

 

Особое внимание уделила:

созданию единого толерантного пространства группы;

развитию навыков коммуникативной толерантности педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников;

организации просвещения родителей (законных представителей) воспитанников с целью повышения уровня информированности по вопросу толерантной культуры;

привитию детям чувства ответственности за свои слова и поступки.

Применение технологии коммуникативного (диалогового) обучения, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения, технологии информационного обучения (в основном в НОД), игровых технологий позволили решить задачу формирования толерантной культуры у детей.

Одной из образовательных задач является речевое развитие ребенка: владение речью как средством общения, знакомство с художественной, в т.ч. детской литературой. Наряду с русскими авторами я знакомлю детей с произведениями таких писателей как С. Капутикян, М. Джалиль, Л. Квитко, Я. Дагутите, К. Тангыкулиева, К. Мурзалиева; использую сказки, потешки, пословицы, стихотворения других народов и зарубежных авторов. Важно, что вновь приобретаемые знания и впечатления опираются на жизненный опыт ребенка.

Формирование уважения к народам России и других стран начинается с интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Комментирование поступков литературных героев-сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоционально-оценочное отношение окружающих.

Опыт работы с ними показал, что использование художественной литературы, фольклора позволило расширить словарный запас детей. Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде того или иного народа, его нравственных качествах, сблизило, сроднило, стало понятным детям, способствовало развитию социальных эмоций, чувств.

 

В своей работе по воспитанию толерантного взаимодействия в различных видах общения и деятельности придерживаюсь следующих направлений:

формирование духовно-нравственных представлений, определяющих внутренний мир ребенка;

воспитание уважительного отношения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков);

знакомство с принятыми в обществе нормами и правилами поведения;

приобщение ребенка к основам культуры, знакомство с народным наследием;

воспитание чувства принадлежности к мировому сообществу, семейным ценностям.

Стремлюсь в своей работе с детьми к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял толерантную культуру и чувствовал себя полноценным свободным человеком.

 

Главными путями реализации этих задач являются игровые занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми.

Для реализации поставленной цели задач проводятся различные мероприятия:

1. Праздники: «Дружат дети всей земли», «Мы все равны», «Мир взрослых», «День толерантности».

2. В группе собираем сундучок добрых сказок, там хранятся сказки, в которых очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Снежная королева», «Репка» и т.д.) также сочиняем сказки сами, и инсценируем их.

3. С детьми мы играем в различные сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

4.Организовывали поздравления для родителей, что способствовало воспитанию уважительного отношения к своим родителям.

6. Большую роль играет работа с родителями:

- родительские встречи – тренинги, на которых с родителями мы играли в те же игры, на формирование основ толерантности, что и с детьми.

 

Результат

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду и включает в себя следующие компоненты: мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.); поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

На этапе завершения дошкольного детства я могу отметить у своих воспитанников следующие качества:

- выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;

- терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;

-сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

-эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;

-принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии);

- умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.

 

Скачать

Тема моего педагогического опыта: «Воспитание толерантной культуры у детей дошкольного возраста как средства развития социальной компетентности»

Эссе

«Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее»

А.П. Чехов

Утро нового дня! Я стою посреди группы и оглядываю ее пристальным взглядом. Все ли готово? Все ли лежит на своих местах? Все ли подготовлено для того, чтобы прожить этот день весело и интересно? Да! Скоро начнут собираться дети!


Время уже семь часов, и раздается звонок домофона. Поднимая трубку, я, как обычно, говорю: «Доброе утро! Кто пришел?». В ответ слышу очень серьезный детский голос: «Это Арсений Романович!». Я открываю и направляюсь в приемную. Открывается дверь, и в сопровождении мамы входит Арсений Романович. Ему еще только 4 года, но он уже твердо уверен, что скоро станет «серьезным полицейским». Как всегда, еще с порога, он начинает рассказывать, что нового, необычного и интересного он увидел по дороге в детский сад. Мы еще не успеваем закончить разговор, как снова раздается звонок домофона! Это пришла Полина! Когда Полина вырастет, она будет «продавцом игрушек». И сегодня она снова несет свой рюкзачок, набитый разнообразными игрушками. Значит, нас ждет яркая презентация жителей рюкзачка.


Домофон звонит снова и снова, и в группе уже собрались представители разных профессий: повара, учителя, водители автобуса, космонавт, пожарные, принцессы и даже волшебники! Глядя на них, я конечно понимаю, что их предпочтения в выборе профессии будут меняться в процессе взросления, но то, какими они будут людьми, становится видно уже сейчас. Моя профессия дает мне уникальную возможность - сделать наш мир добрее. Ведь такие качества как доброта, отзывчивость, терпимость и способность принимать людей такими, какие они есть, закладываются с самого раннего детства. Сегодня я работаю для того, чтобы в будущем эти уже повзрослевшие дети могли понимать и принимать самих себя и других людей; были способны выстраивать взаимоотношения с окружающим их миром.


От моих размышлений меня отвлекает очередной вопрос маленьких почемучек. В этот момент у нас начинается новое захватывающее путешествие или назревает необходимость провести эксперимент. Но для того, чтобы найти ответ на вопрос, мы должны быть одной большой и дружной командой. Ведь для достижения результата важен каждый человек.


Я очень надеюсь, что когда эти дети вырастут, они смогут и захотят научить других быть людьми. Ведь как говорил Георг Лихтенберг: «Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас».

 

Скачать