Сензитивные периоды в развитии ребёнка.

Сензитивность - это чувствительность, восприимчивость к определённым внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М. Монтессори. Она считала дошкольное детство "сензитивным возрастом", т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребёнок бывает особенно чувствителен к определённым влияниям и восприимчив к приобретению определённых способностей. Так сензитивный период для развития речи - 1 - 3 года. Если ребёнок в этом возрасте воспитывается в обеднённой речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание в последствии весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6 - 8 лет.
Сензитивные периоды  - это оптимальные сроки развития определённых психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребёнка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональным срывом. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребёнка.
Наряду с возрастной сензитивностью психологи выделяют также, так называемую, характерологическую синзетивность, которая проявляется в обострённой эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определённого рода. Такая сензитивность проявляется, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей. Характерологическая сензитивность делает ребёнка психологически уязвимым, на её почве может развиваться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях - и невротические нарушения. В общении с ребёнком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, следует быть особо внимательным, избегать резких приёмов педагогического воздействия. Но при этом не следует путать такого рода чувствительность с избалованностью ребёнка. Воспитание эмоций и воли должно быть направлено, прежде всего, на формирование способности конструктивно регулировать собственные переживания.